Особенности использования постельного белья в гостинице
Бельевое хозяйство - важнейшая составляющая сервисного обслуживания любого гостиничного комплекса. Именно постельное белье и полотенца - единственный текстиль в номере, с которым клиент контактирует голой кожей. Особо жесткие требования выдвигаются к материалам пошива, технологии и средствам ухода за бельем. Тщательно проходит отбор и персонал, контактирующий с постелью, это:
- горничные;
- работники гладильных;
- швеи и штопальницы;
- прачки;
- кастелянши;
- заведующий бельевой и/или бельевым складом.
Срок эксплуатации постельного белья в гостинице
Точный срок службы комплектов постельного белья для гостиниц не определяется ни одним нормативным документов. В отелях среднего размера это обычно 4-5 года. Расчет периода зависит от нескольких индивидуальных факторов:
- Жесткость воды. Вода высокой жесткости отрицательно сказывается на волокнах, и срок эксплуатации может сокращаться до 2-3 лет. Важно правильно подбирать средства для стирки, а в некоторых случаях выгодно применять водоподготовку, которая повышает качество воды.
- Технологии стирки и ухода. Действие слишком высоких температур и агрессивных средств сокращает срок службы белья на 1-2 года. Не лишним будет использование кондиционера во время стирки - он придает мягкость и снижает изнашиваемость тканей.
- Материал. Наиболее износостойким считается хлопок, бязь и сатин требуют более деликатного ухода.
Также, согласно Акту о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143, утв. приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н) списанию подлежат все предметы при абсолютной изношенности. Списанный инвентарь превращается в ветошь или уничтожается под контролем специальной комиссии.
Но четко предугадать срок эксплуатации каждого комплекта невозможно: в среднем, гость проводит в постели около 80% времени, и не все посетители аккуратно обходятся с бельем.
Смена постельного белья в гостинице
Как правило, на одного гостя приходится три комплекта сменного постельного белья: один в номере, другой у горничной, третий - упакованный на складе.
В документе "Российская система классификации гостиниц и других средств размещения" указан следующий график смены белья и полотенец для отелей разных уровней:
Смена постелей:
1* - раз в 5 дней;
2*, 3* - раз в 3 дня;
4*, 5* - ежедневно.
Смена полотенец:
1*, 2* - раз в 3 три дня;
3*, 4*, 5* - ежедневно.
Также смена должна происходить сразу же по желанию гостя или по наблюдениям горничной.
Учет постельного белья в гостинице
Документальный оборот постельных комплектов и полотенец происходит строго по накладным. При наличии бельепровода - подсчет возможен только при инвентаризации, в ручную возможен учет горничными. Удобен журнал "движения белья", где фиксируется количество полученных и выданных комплектов. В нем также указывается, какое белье находится в ремонте, какое списано.
В отелях с номерным фондом более 500 обычно организуют бельевые склады на каждом этаже. В небольших гостиницах достаточно общего склада, сопряженного с прачечной или мастерской. В бухгалтерских отчетных документах постельное белье и полотенца относятся к малоценным необоротным материальным активам.